Ассоциация бережливых вузов

Слабовидящим

БГИИК

БГИИК Логотип Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры» (БГИИК)
БГИИК Ректор Курганский Сергей Иванович Ректор - Сергей Иванович Курганский, доктор педагогических наук, кандидат социологических наук, профессор, член-корреспондент Международной Академии наук педагогического образования, заслуженный работник культуры России
БГИИК - Белгород БГИИК Адрес: 308033, Россия, г. Белгород, ул. Королёва, 7
Телефон: +7 (4722) 55-98-09
Факс: +7 (4722) 54-54-68

Основные направления реализации бережливых проектов, результаты:

Цель реализации портфеля проектов «БГИИК – бережливый вуз» состоит в формировании эффективной единой образовательной среды (пространства) посредством межструктурного взаимодействия и интеграции учебного, воспитательного, научного и творческого процессов.

Цель создания образовательной среды в творческом вузе – это развитие непрерывного образовательного процесса и повышение качества подготовки выпускников образовательного учреждения; расширение совместного сотрудничества творческих коллективов образовательных учреждений и областных учреждений культуры; улучшение системы повышения квалификации педагогических кадров, информационного и методического обеспечения на основе современных информационных технологий и средств телекоммуникационной связи.

Для того чтобы ситуация «как есть» постоянно совершенствовалась, структурными подразделениями БГИИК были разработаны предложения по направлениям Программы развития БГИИК на 2016-2021 гг. Эти предложения затронули те сферы деятельности, которые на настоящий момент нуждаются в улучшении. Часть предложений реализуется (реализована) в форме бережливых проектов:

1. Проект «Приёмная кампания». Приёмная кампания – это важный момент в жизни любого вуза. От того, насколько быстро будут приняты документы, насколько квалифицированней будет оказана консультационная помощь абитуриентам зависит как набор в вуз, так и общая репутация учреждения. Работа в рамках бережливых технологий привела к автоматизации процесса работы приёмной комиссии на платформе 1С:Университет и оптимизации структуры сайта вуза, что позволило минимизировать количество вопросов и времени, затрачиваемого на приём документов.

2. Проект «Образовательный процесс». Образовательный процесс требует пересмотра с точки зрения бережливых технологий. Были выявлены те позиции, на которые нужно обратить внимание: оптимизация учебных планов в соответствии с ФГОС; разумное использование аудиторного фонда; рационализация академических потоков и групп, а также нагрузки ППС. Разработка электронной-информационной образовательной среды «Лира» нам позволяет минимизировать время, затрачиваемое на работу с документами, направив его на собственно образовательную деятельность и контактную работу со студентами.

3. Проект «Электронная информационно-образовательная среда». Реализация бережливых технологий преследует цель создания единой образовательной среды в творческом вузе. Это развитие непрерывного образовательного процесса и повышение качества подготовки выпускников образовательного учреждения; расширение области сотрудничества творческих коллективов образовательных организаций и областных учреждений культуры; улучшение системы повышения квалификации педагогических кадров, отраслевого информационного и методического обеспечения на основе современных информационных технологий и средств телекоммуникационной связи. Наличие электронной информационно-образовательной среды в каждом вузе является непременным требованием Федеральных стандартов. Анализ среды с позиций бережливых технологий позволил нам остановиться на платформе 1С: Университет. Обучив сотрудников работе на данной платформе и познакомив их со стандартизированными формами, сокращается время на написание рабочих программ, составление фондов оценочных средств, формирование портфолио.

4. Проект «Библиотека». Деятельность библиотеки в современном высшем учебном заведении немыслима без автоматизации библиотечной системы. Работа в рамках бережливых технологий потребовала от библиотеки БГИИК усовершенствования процесса инвентаризации библиотечного фонда, контроля книгообеспеченности. Штрихкодирование позволит сократить время на обслуживание студентов, сделает процесс поиска литературы и книговыдачу удобнее и быстрее. Интерфейс странички библиотеки также требует особого внимания. Доступ к ЭБС мы сделали быстрым, на поиск литературы уходит не более минуты.

5. Проект «Стимул». Управление научно-исследовательской деятельностью в вузе требует достижения постоянных результатов, учитываемых при заполнении мониторинга эффективности деятельности организация высшего образования. Достижение результатов должно мотивироваться и, естественно, стимулироваться. Форма предоставления отчетов по научно-исследовательской деятельности представляла ранее большие объёмы бумажной документации, обработка которой занимала много времени, а последующее хранение много места. Бережливые технологии позволили по другому посмотреть на процесс научной отчетности, разработать электронную систему «Стимул», которая дает возможность каждому преподавателю в своем личном кабинете сохранять результаты научно-творческой деятельности и самостоятельно регулировать количество стимулирующих баллов.

6. Проект «Студенческое самоуправление». Технологии бережливого производства в образовательной деятельности важно не только уметь реализовывать сотрудникам и преподавателям вуза. Наша задача научить студентов инструментам бережливого производства, сформировать компетенции, позволяющие им внедрять идеи «бережливого вуза» в своей будущей профессиональной деятельности. С этой целью с этого года мы ведем большую работу по развитию студенческого самоуправления, в рамках которого студенты подключаются к руководству всеми без исключения сферами деятельности, на практике приобретая навыки бережливого управления.

7. Проект «Учебно-производственные мастерские». Темпы современной жизни, в том числе в образовательной организации, требуют использования бережливых технологий для экономии времени и ресурсов. С этой целью в Белгородском институте искусств и культуры были открыты учебно-производственные мастерские. Они позволяют одновременно вести образовательную деятельность, организовывать производственный цикл по изготовлению объектов декоративно-прикладного творчества и в то же время получать дополнительный доход как преподавателям, так и студентам, выполняя заказы потребителей. Три процесса – обучение, производство, получение прибыли – выполняются в одно и то же время, одними и теми же людьми, на одном и том же пространстве.

8. Проект «Зритель». Реализация в вузе бережливых технологий требует ориентации на потребителя. Спектакли и концерты, которые готовят студенты вуза под руководством опытных преподавателей, всегда открыты для внешних зрителей. Традиционно в вузе распространение билетов происходит по детским садам, школам при непосредственном взаимодействии с руководством учреждений. Однако для расширения диапазона потребителей творческих продуктов и для удобства приобретения билетов, мы проанализировали систему электронной продажи билетов, которая применяется в кинотеатрах, театрах и других учреждениях культурного досуга, и выявили для себя условия выгодного посреднического сотрудничества с организациями по продаже билетов. Это позволяет нам по-прежнему делать акцент на создании творческого продукта, а не на его распространении. В дальнейшем мы планируем создание собственной авторской системы продажи билетов, что упростит поиск заказчиков и сэкономит финансы, затрачиваемые на посредников, а главное сэкономит время для нашей непосредственной образовательной и творческой деятельности.

9. Проект «Мотив». Несколько лет назад в рамках внедрения концепции бережливого правительства в органах исполнительной власти Белгородской области была внедрена система электронного документооборота «Мотив».

Этот опыт мы посчитали положительным, и поэтому БГИИК стал пользоваться этой системой, что позволило существенно сократить время, затрачиваемое на документооборот в институте. Интерфейс системы интуитивно понятен и прост. Структурные подразделения создают задачи, определяют сроки их исполнения и ответственных лиц.

Все это существенно упрощает внутренние коммуникации, позволяет в одно касание согласовывать документы и отчитываться по проектам. Мобильный интерфейс помогает оперативно управлять делами руководителю, а сотрудникам решать поставленные задачи. Ознакомиться с содержанием любого документа можно из его карточки, календарь позволяет не пропустить сроки исполнения, также имеется система настраиваемых оповещений для оперативного реагирования.

10. Проект «Бухгалтерия и кадры». Одним из ключевых моментов при реализации программы «Бережливый ВУЗ» является оптимизация документооброта в организации. На сегодняшний день процесс обмена внутренней информацией в рамках кадрового учета и учета заработной платы осуществляется путем передачи информации на бумажных носителях, что предполагает хранение минимум трех экземпляров документов в различных структурных подразделениях и требует значительного количества времени для прохождения согласования и дальнейшей передачи в работу. Одним из решений проблемы является установка на платформе 1С единой информационной сети, которая позволит синхронизировать данные кадрового учета, учета заработной платы с данными о нагрузке педагогического состава, что позволит внутренним пользователям самостоятельно задавать необходимые параметры для подготовки данных о количественных и качественных показателях.

11. Проект «Пищеблок». Включенность в проект по реализации бережливых технологий потребовала поиска оптимальных способ организации питания в вузе. Был проведен анализ качества питания и финансовых затрат на работу столовой. В результате нашли возможность сократить расходы на содержание пунктов питания в вузе и при этом повысить качество продуктов питания, сохраняя доступную цену. Передача пунктов питания арендаторам и заключение взаимовыгодных договорных отношений позволили нам организовать полноценное горячее питание во всех корпусах вуза.